Во-первых, Добро может существовать без Зла (здоровый человек вполне может жить, и жить очень хорошо), а Зло без Добра — не может (вирус без человека или без пораженного болезнью органа тут же умирает). Во-вторых, Зло в отличие от Добра никогда ничего не создает и не может создать, оно не только не является творческим началом, но и паразитирует на здоровом организме, живет за его счет, разрушая его. В-третьих, Зло гораздо проще по своей природе, чем Добро (вирус примитивен по сравнению с человеком), но именно поэтому борьба с ним очень трудна вследствие его изменчивости и приспособляемости (борьба с гриппом пока еще ни к чему не привела, несмотря на все успехи науки). Даже в технике наиболее надежны, устойчивы к внешним воздействиям самые простые механизмы и устройства, а сложные системы гораздо более уязвимы, гораздо чаще ломаются. В-четвертых, Добро и Зло — ни в коем случае не равновеликие понятия и даже несравнимые (понятия одного порядка — это здоровье и болезнь, а не человек и болезнь). В зороастризме духу Зла, Ангра-Майнью, противостоит не Ахура-Мазда, а дух Добра Спента-Майнью, как выбор в сторону света. То есть духу разрушения, противопоставления части целому противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Наконец, в-пятых, нельзя утверждать, что Добро и Зло поделили сферы влияния в этом мире, где-то царит Добро, а где-то Зло. Другой вопрос, в одних местах, в одних сферах мира Зло может проявиться сильнее, в других — слабее. Но не существует изначально добрых и злых частей целостного мира, как не существует изначально больных органов у здорового от рождения человека. Зло появляется на определенном этапе развития мира и через заданный срок будет уничтожено. И если в данный момент болезнь прогрессирует, захватывая все новые и новые органы, это совсем не значит, что она — неотъемлемая часть организма. И тем более неправильно было бы становиться на ее сторону, помогать ей разрушать организм, оправдываясь тем, что так устроен мир. Тот, кто сильнее, особенно только в данный момент и в данном месте, не всегда прав. Кстати, пример с вирусом не столь уж далек от действительности, как может показаться. Болезни человека — следствие действия на него сил Зла на уровне физического тела.
Любая вирусная система, как и система Зла в целом, предельно централизована. Несмотря на то, что на первый взгляд отдельные очаги болезни в различных органах самостоятельны, тем не менее они связаны жесткой структурой, раз и навсегда установленной системой. В любой системе, в которой есть замкнутость, детерминированность, заданность, подчинение низшего высшему, неизменность структуры, — везде мы находим отражение системы Ангра-Майнью. Пример на уровне общества — бюрократический аппарат, тоталитарное бюрократическое государство. Эгоцентризм, жесткая система, паразитизм и, конечно, ложь, обман ради своего сохранения и расширения своего влияния — таковы характерные признаки вирусной системы. Форма власти не имеет никакого значения. Сегодня они называют себя так, завтра — иначе, мимикрируют, прикрываясь самыми святыми для народа понятиями, но сущность остается неизменной — такова система Зла.
Не следует, однако, упрощенно понимать так, что Добро — это гармоничная неизменяемая целостность, застывшая совершенная система, а Зло — любое нарушение этой незыблемой целостности. Мир не стоит на месте, существует естественный процесс его эволюции (возвращаясь к рассмотренной аналогии, человек растет, развивается физически и умственно). При этом неизбежно разрушается что-то старое и создается нечто новое, более совершенное. Такое разрушение с последующим восстановлением на более высоком уровне (по спирали) — неотъемлемая часть эволюции мира, которая невозможна без выхода за пределы замкнутой целостности и которой совершенно не нужно Зло. Сохранение и разрушение, хаос и космос здесь тесно связаны между собой. Зло характеризуется именно тем, что препятствует этому процессу гармоничного развития мира. Злу, в свою очередь, также присущи как сохранение, так и разрушение. Но принципиальное отличие Зла от Добра состоит в том, что здесь хаос и космос четко разделены. Система Зла признает сохранение, гармонию, целостность только для себя. Себя она всегда стремится поддержать неизменной. А вот для своего окружения система Зла несет хаос, беспорядок, разрушение, полное уничтожение. Именно за счет разрушения организма, на котором она паразитирует, система Зла, вирусная система поддерживает свое существование, свою жесткую законченную структуру.
В Авесте выделяются три формы Зла, три его ипостаси, три возможных проявления, которые соответствуют трем формам созданного Творцом триединого мира (Меног, Гетиг, Ритаг). Миру Духа, миру идеальному, невоплощенному, высшему миру, миру Меног соответствует сам Ангра-Майнью, как верховный принцип Зла. Он выступает в этом случае как Люцифер — похититель света, присваивающий себе роль источника света, Добра, роль Творца. Миру воплощенному, проявленному на физическом уровне, миру Гетиг соответствует демоница Аз (или Аза). Наконец, миру души, миру, осуществляющему связь между мирами Меног и Гетиг, поддерживающему равновесие между ними, миру Ритаг соответствует демоница Друдж. Каждая форма Зла действует в своем мире, но вместе они делают одно общее дело — разрушают мир, паразитируя на нем.
На уровне человека миру Меног соответствует дух — частица божественного огня, божественное начало в нас (одно из основных проявлений его — совесть). Миру Гетиг соответствует физическое тело человека, а миру Ритаг — душа, то есть то, что связывает нас с высшим миром. Поэтому Ангра-Майнью поражает дух человека, Друдж — его душу, Аза проявляется на физическом уровне, уничтожая в конце концов материальное тело человека. Первым обычно вступает в дело Ангра-Майнью, как верховный принцип Зла, оскверняющий дух человека. В результате пробуждения люциферианского начала, человек противопоставляет себя миру, осознает себя одиноким, а мир — враждебным ему, тем самым делает духовный выбор в сторону Зла, а затем — признает Зло доминирующим началом, ставит дьявола на место Бога, отрицает совесть, прощает себе все грехи, называет себя центром Вселенной, объявляет войну Богу (или отрицает его существование вообще). Это первичное, еще не зримое, не проявленное Зло, возможно, не осознаваемое до конца самим человеком, это шаг к Злу в форме идеи.
Но на помощь Ангра-Майнью спешит уже его порождение, его верная помощница Друдж, поражающая душу человека, выступающая как обольститель, демон-искуситель. Друдж в переводе с авестийского означает «ложь». Человек, которого поразила Друдж, обманывает себя и других, он не считает себя злодеем, но прикрывает свои истинные цели лживыми рассуждениями и доводами, всячески оправдывает свои неправедные поступки высокими целями и неблагоприятными обстоятельствами. Таким образом, на этом этапе Зло уже пустило корни в душе человека, вирус Зла начал свою разрушительную работу уже в проявленном мире, но Зло еще скрывает свою истинную природу, маскируясь, приспосабливаясь и видоизменяясь.
Наконец, человека, идущего все дальше по пути Зла, поражает Аза, действующая на физическом уровне. Человек при этом становится истинным служителем Зла, живым роботом, рабом, зомби, имеющим человеческую оболочку, но действующим исключительно по указке Зла. До этого уровня падения доходят немногие, это, так сказать, путь избранных, гораздо чаще мы сталкиваемся с проявлениями Друдж. Человек, пораженный Азой, уже не прикрывается ложью, он может делать Зло, не ведая ни малейших сомнений (его совесть молчит), он не может не делать Зла (так как лишен своей воли), он не получает поддержку светлых сил (душа его поражена), и, наконец, злые дела доставляют ему удовольствие. Сам себя он, естественно, не считает зомби, так как ему оставлено ощущение, что он сверхчеловек, который может делать все. Чаще всего оправданием своих поступков такой человек считает стремление к высшей цели, к установлению идеального мироустройства с обязательным разрушением всего существовавшего до сих пор, для достижения чего все средства хороши. При этом он искренне верит в это в отличие от служителя Друдж, он по-своему честен, верен своим убеждениям. Ему кажется, что все разрушения, которые он сеет, — это только подготовка к дальнейшему созиданию «правильного» мира, ради которого можно пожертвовать всем на свете, в том числе и собой. Истинного служителя Азы отличает ненависть ко всем проявлениям жизни, он сеет вокруг себя хаос, бессмысленное разрушение, бесцельное уничтожение людей, животных, растений, земли, природы в целом. То есть его используют силы Зла для уничтожения проявлений физического мира, на чем они укрепляются, но самого его до поры до времени не уничтожают. И только после смерти путь истинного служителя Зла — в ад, к полному разрушению его материальной сущности. Вот такой путь может пройти каждый человек, сделавший выбор в сторону Зла. Прекрасно описано это в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского (только там Раскольников сумел вовремя остановиться).
В психологии среднестатистического человека Аза проявляется как страх. Надо сказать, что страх в любом виде — это всегда помощник сил Зла. Когда человек боится чего-то, в его воображении разыгрываются именно те ситуации, которых он опасается. Таким образом он моделирует эти ситуации и притягивает их к себе. Многим людям приходилось сталкиваться с тем, что происходят именно те события, о которых они все время думали, которых боялись, хотя для них, казалось бы, не было видимых причин. Не обязательно подобные события являются следствием предчувствия, нередко происходит притяжение неприятностей посредством их моделирования. Кстати, авестийской традиции совершенно чуждо такое понятие, как «страх божий». Как можно бояться источника света и Добра, Творца нашего мира? Человек должен любить Бога, стремиться к нему, а не бояться его, так как Зло не может исходить от Бога. Страх же предполагает отстраненность от того, кого боишься, противопоставление себя ему, стремление скрыть от него свои проступки, даже ненависть к нему, но только не любовь. Если человек боится Бога, значит, он уже утерял верные ориентиры, душа его поражена Злом. Современное представление о том, что человек — раб Бога, которому нужно бояться Божьей воли, было внесено в христианство Блаженным Августином (бывшим манихеем) и противоречит самому духу изначального христианства. Зороастризм вообще осуждает рабство в любой форме.
Однако вернемся к рассмотрению форм Зла. Итак, Аза связана со страхом, но основное проявление Азы — это страх не как опасение, переживание, тревога, а то, что называется первобытным, животным страхом, всепоглощающий ужас перед полным уничтожением, парализующий волю человека. Под действием этого страха человек готов на все, он может сделать все, что ему прикажут. В соответствии с Авестой, даже Друдж боится Азы. На уровне макрокосмоса проявление Азы — это Черные дыры Вселенной, антимир, аннигилирующий свет, материю и даже время, это настоящая адская бездна. Но как бы Аза ни пыталась отделить дух от материи, уничтожить божественное начало она не может. Дух, как проявление первозданного космического огня, неуничтожим.
Что же касается Друдж (Ложь), то она является основной, наиболее распространенной формой проявления Зла в воплощенном мире. Именно к ней в наибольшей степени применима аналогия с вирусом. Точно так же, как вирус, Друдж, а точнее дух Зла Ангра-Майнью в виде Друдж, скрытно внедряется в целостный мир. Демон лжи принимает самые различные формы, мутирует, видоизменяется, скрывается под самыми различными (порой очень привлекательными) масками, действует исподтишка и никогда не признает себя Злом в отличие от откровенного, неприкрытого и концентрированного Зла без маски — Азы. Человек, пораженный Друдж, сделав гадость, часто мучается, но быстро успокаивает свою совесть лживыми доводами и оправданиями. В нашем переходном мире практически все люди в той или иной степени поражены Друдж. Точно так же как существует четыре основных типа вируса, выделяются четыре ипостаси Друдж, четыре ее основных проявления.
Первый тип вируса — это вирус-взломщик, самый грубый и примитивный. Он пробивает оболочку клетки, похищает часть ее протоплазмы и ретируется до того, как против него заработают защитные механизмы клетки. Это первичная форма Друдж: если ей не удается обмануть, она берет захватом, наскоком и тут же исчезает с места преступления.
Второй тип вируса — это вирус-вампир. Он проникает в организм, присасывается к оболочке клетки и по возможности незаметно питается ее содержимым, пока его не обнаружили, после чего скрывается. Это уже более сложная (хотя еще и примитивная) форма Друдж. Здесь уже есть желание скрыть свои намерения, не уничтожать клетку до поры до времени, а паразитировать на ней.
Третий тип вируса — это раковый вирус, который гораздо опаснее первых двух. Он проникает внутрь клетки и заставляет ее ускоренно делиться, в результате чего происходит неконтролируемое разрастание клеточной ткани, изменяется ее структура.
Четвертый тип вируса — это очень опасный, так называемый медленный вирус. Он разрывает ДНК клетки, встраивается в спираль вместо одной из цепей нуклеотидов и ведет себя очень скрытно, его практически невозможно обнаружить. Пока клетка сильная, вирус не проявляется, но как только она начинает слабеть, вирус внедряется в ядро клетки и заставляет ее воспроизводить новые вирусы вместо клеток. Это самая опасная, самая неразличимая форма Зла.
Перечисленные четыре формы Друдж могут проявляться на самых разных уровнях. В частности, в соответствии с этими сценариями могут действовать и люди, пораженные Друдж (демоном Лжи и коварства).
Таким образом, Зло в нашем мире — это совокупность злых дел, злых слов, злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Зло можно представить в виде некоего энергетического центра, называемого иногда эгрегором (возвращаясь к используемой нами аналогии, Зло — болезнь в целом, а не каждый отдельный вирус, оно распространено по всему организму, хотя может наиболее сильно поражать отдельные органы). Зло не пассивно, оно формирует вполне реальные силы, воспринимаемые часто человеком как «высшие силы», целью которых является всемерное расширение влияния Зла. Увеличить количество Зла может только неправильный выбор тех сущностей, которые имеют свободную волю. То есть каждый человек может увеличить количество Зла в мире.
Исходя из этого, важнейшими задачами человека являются служение Добру и борьба со Злом. Однако, чтобы бороться со Злом, нужно четко уяснить, где находится граница между Добром и Злом. Все учения по-разному проводят эту границу (в явном или неявном виде). Реально же эта граница проходит не между расами (как утверждает расизм), не между народами (национализм), не между странами (ложный патриотизм), не между группами людей, поддерживающими ту или иную идею, не между имущими и неимущими (марксизм-ленинизм) и даже не между отдельными людьми (наиболее распространенное заблуждение: есть люди однозначно хорошие, например я, и есть плохие). Конечно, группы людей (например, последователи одной религии) тоже имеют свою судьбу, свои взаимоотношения с Добром и Злом, сформировавшиеся вследствие прошлого выбора, и свою ответственность за этот выбор. Члены таких групп, вступая в них, берут эту ответственность на себя. Однако изначально граница между Добром и Злом проходит через сердце каждого человека, через его душу. Совершенно прав А.И.Солженицын, отметивший это в одной из своих статей.
Вообще надо сказать, что стремление людей объединиться в группы, особенно в группы с жесткой внутренней организацией, часто объясняется тем, что они хотят переложить на других (на лидеров этих групп) часть ответственности за свои поступки, а также хотят иметь право переступать некоторые моральные нормы, объясняя это интересами группы. В большинстве случаев в наше время человек, выступающий как отдельная личность, оказывается моральнее, чище, лучше, чем тот же или другой человек, выступающий как член группы, какие бы цели данная группа ни провозглашала.
Итак, граница между Добром и Злом проходит через каждого из нас. В каждом из нас есть и Добро, и Зло вследствие нашего прошлого выбора. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Любая другая позиция, если подумать, является аморальной и ведет к двойной морали: для «своих» и для «чужих» («своим» мы прощаем любые злые дела, потому что они свои, «чужим» — никогда: они враг, и что бы они ни делали — это однозначно плохо). Таким образом, практически не встречается людей, полностью поборовших в себе Зло, а также истинных, стопроцентных служителей Зла. Поэтому прежде всего человек должен бороться против Зла в своей душе.
Может возникнуть вопрос «А как же тогда Заратуштра, Иисус Христос, другие изначально светлые сущности?» Даже они, воплотившись на Земле, в нашем земном мире, должны были пройти через искушения силами Зла (вспомним описанное в Евангелиях искушение Иисуса дьяволом в пустыне). Из зороастрийских текстов известно также о преследовании Заратуштры семью братьями-колдунами.